Форум » Антифашистская аналитика » Кризис и ксенофобия » Ответить

Кризис и ксенофобия

A.L-A : Экономический кризис тянет за собой обострение межнациональных отношений в Москве. Националисты калечат и убивают гастарбайтеров и иностранных студентов. Что с этим делать, не знают ни власти, ни московские национальные диаспоры. В пятницу состоялось очередное заседание Межрегионального консультативного совета по делам национальностей в Москве (МКС). Представители диаспор и национально-культурных автономий подводили итоги деятельности столичного правительства в области межэтнических отношений в уходящем году. Как сообщил руководитель комитета по межрегиональным связям и национальной политике города Михаил Соломенцев, в 2008 году в Москве был проведен ряд мероприятий, направленных на межнациональное единение: спортивные соревнования, международные музыкальные фестивали, интернациональные лагеря отдыха. В столичных вузах проводились встречи студентов с представителями этнических организаций. Правда, признался чиновник, «большого эффекта мы не увидели». Зато вектор агрессивности в течение года менялся в разные стороны, рассказал Соломенцев, имея в виду столкновения между агрессивными националистами и кавказской молодежью, а также «разборки» между представителями разных диаспор. Но все равно работу надо продолжать, считает чиновник. Тем более, что проблемные вузы хорошо известны (всего в «черном списке» московского ГУВД более 20 высших учебных заведений). Еще лучше известна ситуация представителям диаспор. Председатель совета Московской осетинской общины Валерий Каболов напомнил о недавнем инциденте в Московском педагогическом университете, когда выяснение отношений между студентами из Ингушетии и Северной Осетии закончилось убийством первокурсника-осетина. По словам Каболова, представители общины сообщали милиции фамилию убийцы, направляли тревожную телеграмму в мэрию, но никакой реакции не последовало. «Нам вместе с Конгрессом народов Кавказа приходится работать, чтобы ситуация не переросла в кровавую разборку, – заявил он. – Мы уверяем студентов, что милиция занимается этим делом, но сами этому не верим». Столичные власти, со своей стороны, не видят в этом инциденте межнациональной розни. По словам заместителя мэра города Сергея Байдакова, драка в пединституте произошла на бытовой почве, а сам «вопрос не затерт» – следствие проводится, и виновные будут наказаны. И «никакой мести и резни мы не допустим», добавил чиновник. Но по словам представителя Таджикского культурного центра Хуршеды Хамракуловой, «резня идет» постоянно. Преступления против иностранцев принимают все более ужасные формы: 6 декабря в Подмосковье было обнаружено обезглавленное тело рабочего из Таджикистана, ответственность за убийство которого взяла на себя очередная националистическая организация. Всего же, по ее словам, за год в Москве погибло 20 иностранных студентов и рабочих. На то, что ситуация хоть сколько-нибудь улучшится, в таджикской диаспоре не надеются. «Если за убийства двадцати человек преступников будут осуждать на десять лет, ничего не изменится», – считает Хамракулова. (15 декабря этого года были осуждены члены группы несовершеннолетних скинхедов, обвиняемые в 20 убийствах и 12 покушениях. Главари банды Артур Рыно и Павел Скачевский получили по 10 лет колонии общего режима.) По мнению многих членов МКС, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, нужны серьезные меры на федеральном уровне: начиная от исправления пробелов в законодательстве, которыми успешно пользуются скинхеды, и кончая изменениями прививающих ксенофобские настроения школьных учебников истории. Пока же официальные лица только подливают масла в огонь. «Политики прямо так и говорят: наступил кризис, и сейчас потерявшие работу таджики выйдут на улицы разбойничать, – заявила Хамракулова. – Но почему таджики? Почему не просто безработные?» По ее словам, ксенофобских настроений в столице хватает и без подобных безответственных заявлений. «Во время наших мероприятий мы даем подискутировать детям разных национальностей, – рассказала она. – И уже у них намечаются агрессивные тенденции, они говорят теми же словами, что и взрослые». Между тем, по мнению председателя комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игоря Елиференко, с нарастанием экономического кризиса и безработицы в России будут нарастать и конфликты, вызванные перенасыщением страны иностранной рабочей силой. «Что нам делать в условиях кризиса с миграцией?» – задал риторический вопрос Елиференко. Пока принято решение о сокращении квот. Но их размеры и раньше практически не влияли на реальные масштабы трудовой миграции. Не особенно рассчитывают власти и на помощь национальных общин. «К сожалению, в этой сфере роль диаспор по работе с соотечественниками недостаточная, – попенял Елиференко членам МКС. – За границей в случае инцидентов с иностранцами полиция сначала идет к старейшинам диаспор, а потом к самим нарушителям. У нас эта связь очень слаба». Впрочем, если на вопрос «кто виноват» на заседании можно было услышать множество самых разных ответов, что делать, не знает никто. Пока было решено наладить четкую работу по взаимодействию со средствами массовой информации. А сам МКС отныне будет собираться на свои заседания не два, а четыре раза в год «для более оперативного решения наболевших вопросов». Правда, как заметил президент общества азербайджанской культуры «Очаг» Тофик Меликов, МКС не принимает решений, это консультативный орган. «Мы собираемся дважды в год, выпускаем пар и расходимся», – заявил он. Теперь можно будет «выпускать пар» ежеквартально. http://www.gazeta.ru/social/2008/12/20/2914661.shtml

Ответов - 8

A.L-A : ДПНИ говорят, а чиновники делают... === «Негражданам мы скажем: «Извини, дорогой» — 29.01.09 09:39 — ТЕКСТ: ВАРВАРА ПЕТРЕНКО ФОТО: ИТАР-ТАСС Московские власти обещают в первую очередь трудоустраивать россиян. С разговорами про «миграционные терминалы», гостиницы упрощенного типа и программы адаптации гастарбайтеров отныне покончено. По мнению экспертов, запрет трудовой миграции пойдет на пользу лишь теневому бизнесу. На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев призвал работодателей в связи с кризисом внимательнее относиться к привлечению иностранной рабсилы и отдавать предпочтение россиянам при трудоустройстве. Одними из первых отреагировали на призыв в столичной мэрии. Как заявил в среду журналистам глава департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков, московские власти будут помогать в трудоустройстве не иностранным мигрантам, а москвичам и гражданам РФ. «Если москвич будет искать работу, то мы ему будем обязательно помогать, а негражданам РФ мы скажем: «Извини, дорогой». Но дадим работу в первую очередь своим», – сформулировал Малышков принципиальную позицию столичных властей. Впрочем, как признался чиновник, основные увольнения происходят сейчас на металлургических предприятиях. А в сфере потребительского рынка, где трудится много гастарбайтеров, по-прежнему не хватает работников. «Например, на этой неделе мы не можем найти 1,3 тыс. человек, чтобы открыть новые предприятия, – рассказал Малышков. – Всего в 2009 году у нас будет примерно 22 тыс. вакансий на новых предприятиях потребрынка». По его данным, в ряде торговых сетей Москвы идет сокращение менеджеров, «но их не увольняют, а переводят на другие должности, например продавцов и кассиров». Так что на вакантные должности грузчика или уборщицы мигрантов и так возьмут. А на места финансового аналитика банка или чиновника департамента потребительского рынка и услуг они никогда и не претендовали. Так же как и на помощь в трудоустройстве со стороны городских чиновников. Про «миграционные терминалы», гостиницы упрощенного типа и программы интеграции и адаптации гастарбайтеров слышали только сами авторы этих проектов да журналисты, которым они об этом рассказывали. Между тем борьба с гастарбайтерами объявлена в Москве чуть ли не основным приоритетом антикризисной политики города. Квоты на мигрантов Правительство России в конце 2008 года ввело ряд ограничений на работу мигрантов в стране в 2009 году. Премьер-министр увеличил предельный размер резерва квоты для привлечения в РФ трудовых мигрантов до... Первым делом мэрия настаивает на пересмотре квот для мигрантов. Как неоднократно заявлял мэр Юрий Лужков, «ни один мигрант вне квот не должен болтаться в столице, нам следует понять, сколько надо приглашать людей, и освободить рабочие места для москвичей». «Пусть это подсобные работы, но они понадобятся москвичам, и москвичи на них пойдут», – уверяет и возглавивший недавно отраслевой штаб по вопросам соблюдения трудового законодательства и сохранения стабильности на рынке труда Малышков. «Не вижу ничего плохого в сокращении рабочих, не являющихся гражданами России. Меня это не очень волнует. Нас волнует прежде всего судьба москвичей, как проработавших много лет, так и молодежи», – заявил он. По данным Малышкова, реальное число иностранных работников в Москве составляет как минимум 600 тыс. и многие из них работают нелегально. При этом размер квоты (на сегодняшний день 250 тыс. человек) на эти цифры никак не влияет. А о том, что «подсобные работы» москвичам не понадобятся, говорит тот факт, что хотя банк вакансий службы занятости насчитывает более 170 тыс. рабочих мест, на сегодняшний день официально нетрудоустроенными числятся около 27 тыс. горожан. Выполняемая мигрантами работа не станет более привлекательной для москвичей, даже несмотря на кризис, считают и независимые эксперты, и работники служб занятости. А популистские инициативы властей приведут только к одному – восстановлению пошедшей было на спад в последние два года нелегальной трудовой миграции. «Чуть-чуть только начала ситуация входить в правовое русло, и все насмарку, – считает председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. – Теперь иностранцы снова будут работать нелегально и опять попадут в рабское положение. При этом как раньше не устраивала москвичей выполняемая мигрантами работа и ее оплата, так и не будет устраивать. А повысить зарплату работодатели не смогут – кризис». По мнению правозащитников, властям надо не запрещать трудовую миграцию, которая уже заняла свою нишу, а создавать новые рабочие места в тех сферах, куда пойдут москвичи. «Надо создавать возможности для переквалификации, перенаправлять людей туда, куда они захотят пойти, – считает Ганнушкина. – Так делают во всем мире. И так было у нас: вспомните, как в 90-е годы работники «почтовых ящиков» остались не у дел и множество людей с высшим образованием переучивались на бухгалтеров, потребность в которых тогда резко возросла. Сейчас кризис надо использовать для развития бизнеса, и государство должно помочь в этом своим гражданам. Но это куда сложнее, чем воевать с чужими». http://www.gazeta.ru/social/2009/01/28/2932071.shtml

A.L-A : 10.02.2009 19:02 : ФМС оспорила выводы международной правозащитной организации Human Rights Watch, которая сегодня представила доклад о нарушениях прав трудовых мигрантов в России Правозащитники преувеличивают эту проблему, считают в ФМС. Если Россия действительно была бы страной, где используется рабский труд, то люди бы попросту не ехали сюда работать. Об этом заявил «Интерфаксу» официальный представитель ФМС Константин Полторанин. По его словам, от самих трудовых мигрантов зависит, насколько их права соблюдаются работодателями. Если у иностранцев легальный статус, то при любом нарушении они вправе обратиться в суд, отметил Полторанин. Между тем, по сведениям правозащитников, в необходимом для законного проживания в России трудовом договоре работодатели зачастую отказывают мигрантам. В результате, отмечается в докладе Human Rights Watch, иностранцы полностью зависят от доброй воли своих работодателей. Которые отбирают у них паспорта, задерживают или не выплачивают вовсе зарплату, заставляют трудиться сверхурочно. Правозащитники сделали вывод, что большинство мигрантов не имеют почти никакого представления о своих правах и существующих возможностях их защиты. По числу принимаемых мигрантов Россия на втором месте после США. По разным данным, количество иностранных работников составляет от 4 до 9 миллионов человек. http://echo.msk.ru/news/571790-echo.html

A.L-A : Главные события 19 фев. 2009, 10:25 Глава ФМС: нельзя допустить формирования в российских городах этнических гетто и разного рода "таунов" 19 февраля. Interfax-Russia.ru - В Федеральной миграционной службе обеспокоены ростом активности радикальных молодежных группировок в России. "В последнее время участились проявления ксенофобии, экстремизма и расовой неприязни. Особенно тревожит рост таких фактов со стороны молодежных неформальных объединений, пропагандирующих антииммиграционные настроения", - сказал глава ФМС Константин Ромодановский на коллегии ведомства в Москве в четверг. Он заявил, что для борьбы с ксенофобией в России необходим не только полноценный мониторинг миграционной ситуации, но и "упреждающее выявление возможных негативных изменений в социальной, этнической, конфессиональной структуре общества". К.Ромодановский сказал, что власти не допустят появления в российских населенных пунктах этнических кварталов. "Необходимо принятие дополнительных мер по социокультурной адаптации и интеграции мигрантов, в первую очередь, прибывающих на постоянное место жительство, недопущение формирования этнических гетто и разного рода "таунов", - сказал он. При этом он сказал, что "вопреки бытующему стереотипу, что каждый мигрант - потенциальный правонарушитель, удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами, остался незначительным - 3,1%, и практически неизменным - на уровне прошлых лет". http://www.interfax-russia.ru/r/B/themeday/486.html?id_issue=12221520


A.L-A : Глобальный экономический кризис провоцирует появление новых беженцев и подогревает ксенофобские настроения в различных странах мира. Такой вывод сделал Верховный представитель ООН по делам беженцев Антонио Гутьерреш. По его словам, именно мигранты и беженцы могут оказаться крайними при поиске виновных в экономических неурядицах. http://www.mignews.com/news/society/world/230209_85633_32737.html

A.L-A : ООН обратилась с призывом включать в правительственные планы помощи экономики пункты о помощи рабочим-мигрантам, у которых могут возникнуть самые серьезные проблемы в ходе мирового финансового кризиса. Об этом проинформировал представитель комиссии по правам человека ООН. Как подчеркнули в организации, финансовый, экономический и промышленный кризис может непропорционально сильно сказаться на жизни слабозащищенный и маргинальных групп людей. Женщины, дети, инвалиды, беженцы и иммигранты столкнутся с самими сильными проблемами при поиске работы, обеспечении едой, жильем, водой, в области здравоохранения и образования, отмечает ООН. http://www.novopol.ru/text62341.html

A.L-A : ФСБ не может и не умеет ловить террористов, поэтому их придумывает, – профессор Сергей Комков 13.03.09 15:28 Москва, Март 13 (Новый Регион, Денис Фрунзе) – Не в силах справиться с серьезными экономическими проблемами, российское руководство сознательно насаждает внутри страны агрессивную исламофобию и шовинизм, чтобы найти козлов отпущения за собственные просчеты и неудачи. С таким заявлением, как передает корреспондент РИА «Новый Регион», сегодня выступил вице-президент Международной академии духовного единства и сотрудничества народов мира, доктор философских наук, профессор Сергей Комков. «Сегодня многие пытаются списать на кризис обострение межнациональной и межрелигиозной розни внутри России, – заявил профессор Комков. – Разумеется, при кризисе многие проблемы действительно обостряются, начинают вылезать самые болезненные моменты, которых раньше не замечали. Но надо помнить, что Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной страной. И когда я слышу «Убирайтесь!» вслед людям неславянской внешности или лозунг «Россия для русских», я, как русский человек, считаю себя глубоко оскорбленным. Я православный человек, и не отказываюсь от этой традиции. Но понимаю, что самой большой бедой для России будет, если между моими братьями православными, мусульманами и иудеями удастся посеять вражду. Я смотрю телепередачу Владимира Соловьева «К Барьеру». Почти каждая его передача – это шабаш, целью которого является разжигание межнациональной розни». Сергей Комков считает, что «кое-кто таким образом пытается переложить свою ответственность за допущенные ошибки на плечи других». «Я уже видел нечто подобное. Я был в Югославии накануне войны, и видел, как мирно жили боснийцы, сербы и хорваты, заявлявшие «Мы единый югославский народ». А потом ситуацию стали накалять. Сначала посыпались взаимные упреки, потом боснийцы стали жечь православные храмы, а сербы мечети, потом пошли стычки на улицах, а закончилось все кровавым кошмаром. Я бы не хотел, чтобы в России повторилось что-то в этом роде, тем более, что у нас это обретет еще более страшные формы». Сергей Комков заявил, что гонения на исламские религиозные группы, инициированные ФСБ в российских регионах, вызваны неспособностью спецслужб бороться с реальными террористами и желанием отчитаться перед руководством за проделанную работу. Профессор Комков выразил мнение, что список «запрещенной экстремистской литературы» исламского содержания, созданный ФСБ составлен большой частью из обычных богословских книг, не имеет ничего общего с экстремизмом. Но именно хранение этих книг на практике становится главным аргументом в пользу причастности того или иного россиянина к исламскому террористическому подполью. «ФСБ просто не может и не умеет ловить террористов, поэтому они их придумывают, – заявил Сергей Комков. – Когда сотрудники спецслужб говорят о традиционных и нетрадиционных течениях в исламе, они не имеют никакого понятия о предмете разговора. Например, провозглашают террористами всех приверженцев ваххабизма, хотя при этом короля Саудовской Аравии, который является главным ваххабитом мира, принимают в Кремле на высшем уровне. В Калуге развернули гонения на членов организации «Сунна», которая представляет основное исламское течение в мире – суннизм. До сих пор не реабилитирована исламская литература. Есть список запрещенных книг. Если книги из этого списка находят у человека дома, его объявляют террористом и экстремистом. Я, как эксперт, проводил экспертизу книг из этого списка. Там есть такая книга, как «Личность мусульманина», которую я вообще бы рекомендовал к изучению всем, кто интересуется историей и культурой ислама. Эта книга является сборником нравственных основ и традиций ислама. При этом, свободно продаются книги православного священника Даниила Сысоева, такие как «Прогулки с мусульманином», которая является от начала до конца провокаторской, оскорбляющей религиозные чувства мусульман и явно разжигающей межрелигиозную рознь». http://www.nr2.ru/moskow/224181.html

A.L-A : Положение мигрантов в условиях кризиса В Деловом центре "Александр-Хаус" по инициативе Комиссий Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы и по межнациональным отношениям и свободе совести прошли общественные слушания на тему: "Положение мигрантов в условиях кризиса". Участники заседания обсудили вопросы, касающиеся правовой защиты мигрантов, проблемы, связанные с ухудшением криминогенной обстановки в стране в период кризиса. В работе заседания приняли участие: директор Федеральной миграционной службы К.Ромодановский, члены Общественной палаты А.Кучерена, Н.Сванидзе, А.Гербер, А.Брод, М.Каннабих, О.Костина, С.Ряховский, Н.Голик, председатель Комитета по безопасности Госдумы В.Васильев, руководитель Департамента труда и занятости населения г. Москвы О..Нетеребский, лидеры правозащитных организаций, ведущие эксперты. В экспертном заключении Московского бюро по правам человека по данной проблеме отмечается, что общественные дискуссии о перспективах иммиграции и миграционной политики отражают ожесточенное столкновение разных взглядов на будущее России. Сторонники привлечения иммигрантов исходят из долгосрочных экономических, демографических и политических интересов России. Их аргументация сводится к тому, что иммиграция может стать важнейшим элементом сдерживания естественной убыли населения Российской Федерации (ежегодно население России сокращается на 0,4 млн.. чел.), значимым источником восполнения потерь населения России в трудоспособных возрастах, поддержания потенциала экономического развития, сохранения стабильности в отдельных регионах, обеспечения национальной безопасности. Их видение будущего России подчеркнуто "внеэтнично": акцент делается на необходимости интеграции миллионов иммигрантов, превращения последних в лояльных граждан. Их противники, более озабоченные социальными и этноконфессиональными последствиями иммиграции, являются приверженцами жесткой линии в области миграционной политики, рассматриваемой в контексте изоляционистской ориентации на русское/православное культурное ядро.. Иноэтничные мигранты для них неприемлемы. И такая позиция отражает настроения россиян: лозунг "Россия для русских!", по опросам социологов, поддерживается большинством респондентов. Споры о миграционной политике сводятся к дилемме: социальная стабильность в ближайшем будущем при возрастающих угрозах социально-экономического, политического и демографического развития на перспективу, -либо попытка найти адекватные ответы вероятным вызовам, сопряженным с нарастанием социальной напряженности в ближайшем будущем. Необходимость регулирования иммиграции не подвергается сомнению. Проблема - в поиске разумного баланса между максимизацией выгоды от притока иммигрантов и минимизацией неизбежных социальных рисков. Этническая принадлежность иммигрантов - ключевая проблема.. В российских дискурсах о мигрантах их гражданская принадлежность подменяется этническим происхождением; национальность в обыденном сознании превалирует над гражданством. Преувеличенное значение этничности, пронизывающее все аспекты социальных контактов, в первую очередь затрагивает мигрантов: мигрантофобии имеют явную этническую этиологию. Ксенофобские настроения, разделяемые большинством населения России, проецируются на представителей мигрантских, не традиционных для данной местности меньшинств, независимо от их гражданства: особо негативно россияне относятся к выходцам из стран Закавказья и республик Северного Кавказа, государств Средней Азии, Юго-Восточной Азии, к цыганам. Рестрикционная миграционная политика поддерживается подавляющим большинством россиян. Большое количество приезжих из других стран - это отрицательное явление: так считают 68% респондентов, т.е.. две трети (в Москве и Санкт-Петербурге это мнение особенно распространено - 75%). За два года число россиян, считающих это явление позитивным, сократилось с 21% до 15%; одновременно возросло число респондентов, затрудняющихся с оценкой (с 10% до 17%). Среди россиян преобладает жесткое неприятие интеграции мигрантов в социум. Россияне отрицательно относятся к доступу мигрантов ко всем сферам занятости и категорически против того, чтобы мигранты приобретали собственность на территории России. Большинство респондентов не испытывают никакого желания видеть мигрантов среди своих родственников или соседей. Доля россиян, толерантно настроенных к мигрантам, не превышает 25%. Не внушает оптимизма и то обстоятельство, что на смену достаточно толерантной молодежи конца 1980-1990-х годов приходят другие когорты, социализированные в другом, более ксенофобском социокультурном контексте. Молодежь солидарна с самыми жесткими мерами по отношению к мигрантам и меньшинствам. В массовом обследовании молодежи, на вопрос "как следовало бы поступить с незаконными мигрантами", 22% респондентов ответили, что их следовало бы "ликвидировать" (убить), 21% - что их следует "изолировать от общества". Жестокость к мигрантам стала нормой: ежегодно подвергаются насилию сотни представителей "видимых меньшинств" и кавказцев. Антимигрантские настроения, культивируемые масс-медиа, муссируемые публичными политиками, проникающие в массовую культуру и поддерживаемые отдельными представителями интеллектуалов, становятся неотъемлемым компонентом общественного сознания. "Язык вражды", особенно в Интернете, стал обыденностью. Ксенофобские настроения подпитываются алармистскими прогнозами, основанными на весьма шатких основаниях. Так, в последние месяцы стала популярной тема предполагаемого роста преступности трудовых мигрантов, оставшихся без работы. Одобрение населением законодательных, административных и иных мер, препятствующих притоку и интеграции иммигрантов, создают специфический фон для дискриминационных социальных практик. Иммигранты подвергаются дискриминации в социальной, культурной, экономической областях, однако наиболее болезненны для них дискриминационные практики в сфере занятости и найма жилья, получившие наибольшее распространение. Подавляющее большинство мигрантов, в силу ужесточения требований в государственных организациях, не имеют законных оснований для работы в России, в результате чего они выталкиваются в частный бизнес, теневую экономику. Практически единственной возможностью проникновения на рынок труда они считают работу в частном секторе: считается, что дискриминация здесь менее распространена, чем в бюджетных организациях. Однако в общественном сознании вынужденный выбор представляется как осознанный выбор, диктуемый национальной традицией мигрантов. Известно, что быстрый и легкий доступ на рынок труда - один из важнейших факторов успешной адаптации иммигрантов. Дискриминация же на рынке труда, проявляющаяся в ограничении доступа представителей мигрантских меньшинств к отдельным видам работ и сферам занятости, в оплате труда, условиях затрудняет их аккультурацию. Большинство трудовых мигрантов и значительная часть иммигрантов сталкивается с такими российскими реалиями, как отсутствие свободного доступа к рынкам труда, отсутствие прав в трудовой сфере, прав на социальную защиту и социальный диалог. Не менее отчетливо выражена дискриминация на рынке жилья: практически во всех регионах можно встретить объявления: "сдам русской семье", "сдам славянам", реже - "кавказцев просим не беспокоить". В результате мигрантам приходится переплачивать за найм жилья - но даже если стоимость найма жилья не выходит за пределы общепринятого разброса цен, то этнические мигранты сталкиваются с более жесткими или формализованными условиями найма. Интолерантность принимающего населения и дискриминационные практики - это значимый фактор сегрегации иммигрантов. Но не в меньшей мере ее провоцирует низкая способность этнических мигрантов адаптироваться к окружающей социальной среде - их слабая включенность в повседневный культурный контекст принимающей стороны, плохое знание русского языка, отсутствие у них потребности следовать общепринятым образцам и традициям и/или их незнание (часто принимаемое местными жителями за нежелание). Для мигрантов, прибывающих из традиционалистских обществ, опора на институты посылающего сообщества становится основной стратегией выживания. На всех стадиях - при принятии решения о выезде, подготовке переезда, в пути, поиске работы, обустройстве на новом месте, возвращении, переводе заработанных средств - выходцы из Средней Азии, например, вынуждены опираться на традиционные структуры общества: многопоколенную семью, родовую, соседскую общину, земляческую (этнорегиональную) группу. Патриархальная структура мигрантской общины воспроизводится и в принимающем обществе. Важную роль играет и то обстоятельство, что в ряде культур посылающих обществ миграция осуществляется не вследствие индивидуального выбора, а по решению семьи, рода.. Самая серьезная опасность сегрегации состоит в "анклавизации", появлении этнических ареалов расселения наименее приспособленных к городской среде иммигрантов. В настоящее время такие процессы имеют место в российских городах преимущественно вблизи крупных торговых точек и других мест массовой занятости иноэтничных мигрантов. Большинство россиян полагают, что власти не должны допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России. Однако руководство ряда субъектов Федерации, попустительствуя ксенофобским настроениям, планирует создание своеобразных мигрантских гетто. Неизбежным следствием политики потворства мигрантофобиям являются не только внутриполитические социально-экономические и демографические вызовы (ослабление социальных институтов, сегрегация общества, деградация моральных норм, ускоренная депопуляция, рост социальной напряженности, нарастающие угрозы конституционному строю, снижение эффективности и конкурентоспособности российской экономики), но и внешнеполитические угрозы: ослабление влияния России в рамках СНГ, G-8, Шанхайской группы, нарастание (само) изоляции России на внешнеполитической арене. Существенное упрощение с января 2007 г. процедуры получения разрешения на работу и на временное пребывание иностранных граждан принесло свои плоды. Резко возросло количество иностранных граждан, легально осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации: количество оформленных разрешений на работу иностранным гражданам возросло с 0,6 млн. чел. в 2006 г. до 2,1 млн. чел. в 2007 г. и 2,1 млн. в 2008 г. На миграционный учет в 2007 г. было поставлено 7,9 млн. чел.., в 2008 г. - уже 9,2 млн.чел. Однако реализация нового законодательства выявила ряд нерешенных проблем и в части самих законов, и в их правоприменении. В 2008 г. было выдано 1675 тыс. разрешений на работу прибывшим в безвизовом порядке гражданам государств СНГ, но получено лишь 1104 тыс. уведомлений от работодателей. Распространенности практик нелегальной занятости мигрантов способствует как повышенная ставка подоходного налога на налоговых нерезидентов, так и сложность процедур получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников для мелкого бизнеса и физических лиц. Выявились и пробелы в законодательстве. Иностранный работник, получив разрешение на занятие трудовой деятельностью, обязан в течение тридцати суток пройти медицинское освидетельствование, однако при отсутствии такого освидетельствования действенные санкции законодателем не предусмотрены; трудовой мигрант остается без документа, удостоверяющего его легальный статус, от момента убытия с места временного пребывания до момента пересечения государственной границы России. Цивилизованному вхождению мигрантов на рынок труда препятствует и отсутствие законодательства, регламентирующего деятельность кадровых (рекрутинговых) агентств и агентств по трудоустройству; спрос на подобные услуги удовлетворяется теневыми, часто криминальными структурами. Основная же проблема заключается в непоследовательности миграционной политики двух последних лет. Осенью 2006 г., после обострения отношений с Грузией и событий в Кондопоге, были приняты меры по выдавливанию иностранцев с российских рынков. На 2007 г. вдвое, по сравнению с 2006 г., была снижена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание; одновременно эта квота была распространена и на лиц, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Непоследовательность миграционной политики явственно проявилась в минувшем году. Квота разрешений на работу на 2008 г. была сокращена в 3,3 раза - до 1,8 млн. разрешений по сравнению с 6 млн. разрешений на 2007 г. Резкое сокращение квоты разрешений на работу способствует тому, что трудовые мигранты выталкиваются в "тень": нелегальная занятость доминирует не только среди тех, кто трудится у физических лиц, но и занятых в мелком бизнесе . Этот процесс имеет место с весны 2008 г.: по состоянию на 31 июля годовая квота разрешений на работу была полностью исчерпана в Центральном округе, практически исчерпана в Южном и Северо-Западном ФО (на 99% и 98%, соответственно), близка к исчерпанию в Уральском и Приволжском округах (на 94% и 93%). В сентябре в основных субъектах Федерации, принимающих мигрантов, был исчерпан и резерв квоты. В октябре правительству пришлось увеличить квоту до 3,4 млн. разрешений, однако было поздно: рабочий сезон для многих трудовых мигрантов завершился и они покинули Россию. На 2009 г. изначально планировалась квота в 4 млн. разрешений на работу. Но после выступления в декабре 2008 г. Председателя Правительства В.В.Путина, резерв квоты был увеличен с 30 до 50%, а сама квота может быть как увеличена, так и сокращена на 50% (при этом в общественном мнении и в высказываниях публичных политиков воцарилось убеждение, что квоты сокращены). Все пертурбации с квотами разрешений на работу, безусловно, имеющие внутриполитический контекст, отражают и реальную оценку "обоснованности" этих квот. "Реверсивность" миграционной политики является производной как от общественных настроений, которые власть должна учитывать, так и от других внутриполитических и внешнеполитических моментов. Однако чрезмерная оглядка на общественные настроения, в достаточной степени проникнутые ксенофобией, чревата не только экономическими издержками, но и внешнеполитическими последствиями. Идеология новой миграционной политики исходит из неочевидной посылки, что мигранты из стран СНГ никуда не денутся, и что Россия для них - единственно возможное направление миграции. Притягательность России обусловлена не только тем, что в ней есть работа и возможность заработка, но и знанием мигрантами языка принимающего населения и российских реалий, общностью традиций и культур, наличием родственных связей, коммуникаций. Однако столь благоприятная ситуация не вечна: конкуренция за рабочие руки нарастает. Если сегодня реальную конкуренцию России на постсоветском пространстве составляет лишь Казахстан, то в ближайшие годы России придется конкурировать с Украиной, Азербайджаном. Антимигрантские настроения принимающего населения и рестрикционная миграционная политика способны развернуть потоки мигрантов из государств СНГ в другие государства. Важный недочет миграционной политики последних двух лет - отсутствие механизмов согласования интересов регионов, принимающего населения этих территорий, работодателей, других бизнес-структур и самих мигрантов. Наиболее яркой демонстрацией серьезности вызовов и угроз, проистекающих вследствие игнорирования интересов различных акторов миграционной политики, является фактический провал программы репатриации соотечественников. Реальный поток соотечественников оказался на два порядка меньше запланированного: в 2007 г. переехало лишь 600 чел., в 2008 г. прибыло 4,1 тысячи участников Программы, с членами семей - 8,8 тысячи чел. В 2009 г. прогнозируется принять 65 тысяч участников Государственной программы и членов их семей, в 2010 г. - 93 тысячи чел., что вызывает сомнения.. Приоритетными районами вселения соотечественников признаны восточные регионы России и территории, испытывающие наибольший дефицит рабочей силы. Однако основной поток приходится на Калининградскую область. Далее по популярности среди российских соотечественников следуют Калужская, Тамбовская и Липецкая области, тогда как в Дальневосточный округ едут считанные единицы. Проблема не только в том, что в Россию переезжает мало соотечественников, и что они заселяются не там, где планировалось. Едут еще и не те, на кого изначально делался расчет. Вопреки заявленным целям Программы, ориентированной на приток молодых полных семей (расчетный коэффициент семейности - 4 чел.), в Россию прибывают, преимущественно, неполные семьи: средний размер семьи, приехавшей в 2008 г. - 2,15 чел. "Непредвиденные" трудности с трудоустройством участников Государственной программы выявились очень быстро. Уполномоченный по правам человека в РФ констатировал: "Большинство переселенцев было вынуждено решать вопросы трудоустройства и размещения самостоятельно, ибо гарантированное им региональными программами трудоустройство на деле оказалось практически невозможно". Миграционная политика должна быть не только более транспарентной (нельзя не отдать должное руководству ФМС России, много делающему в этом направлении, хотя научному сообществу всегда хочется большего), но и более прагматичной. Вероятно, следует признать, что возможности регулирования миграционных процессов не беспредельны, что во главу угла должны быть поставлены экономические интересы страны и отдельных территорий (с учетом социальных и политических последствий принимаемых решений). Необходимость учета общественных настроений, особенностей общественного сознания, сложившейся институциональной структуры не означает жесткой обусловленности миграционной политики вышеназванными внешними условиями. Изменения общественного сознания и институциональной структуры - процесс долгосрочный. В то же время социальная политика, каковой и является миграционная политика, не может удовлетворить интересы всех заинтересованных групп и социальных слоев. Стоящие перед страной и обществом вызовы слишком серьезны, чтобы оттягивать непопулярные решения. Главное, должен быть продолжен поиск действенных инструментов и механизмов согласования интересов различных акторов миграционной политики. Повышение эффективности миграционной политики потребует реализации целого комплекса мер, включающего: Четкую артикуляцию целей, задач и приоритетов миграционной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом стратегических задач социально-экономического, демографического, геополитического развития России, обеспечения ее национальной безопасности и в увязке с задачами этнонациональной политики. Создание основ антидискриминационного законодательства, совершенствование миграционного законодательства и его правоприменения. Совершенствование организационных основ миграционной политики, ее реформирование, предполагающее транспарентность принятия решений, демилитаризацию Федеральной миграционной службы, гуманизацию ее повседневных практик. Разработку и реализацию действенных инструментов и механизмов миграционной политики путем принятия соответствующих федеральных и региональных программ. Гражданский контроль, конструктивное сотрудничество властей, общества и мигрантов.. Создание общенациональной системы мониторинга межрасовых, межэтнических и межконфессиональных отношений, включающей: мониторинг общественного мнения, мониторинг СМИ, мониторинг социальных дискриминационных практик, мониторинг правоприменения. (Заключение составлено ведущим научным сотрудником Института социологии РАН В.Мукомелем). Общественная палата РФ намерена разработать программу развития толерантности граждан РФ к трудовым мигрантам. На слушаниях в Общественной палате было объявлено, что для создания "программы толерантности" в ближайшее время будет собрана специальная рабочая группа, в которую вошли члены ОП РФ Н.Сванидзе, А.Гербер, А.Брод, ведущие ученые Л.Дробижева, В.Мукомель, Ю.Рощин и другие.

Скарлатина: Мэр Москвы Юрий Лужков на сегодняшней встрече с профсоюзным активом столицы выступил с предложением принять меры по защитите российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга – от наплыва иностранцев, прибывающих на заработки. Как отметил столичный градоначальник, незаконные мигранты, не найдя работу, решаются на преступления. При этом Лужков напомнил, что в текущем году власти сократили квоту на мигрантов вдвое – примерно до 250 тысяч. Но, несмотря на это, их число в Москве не сокращается. По словам Лужкова, безработные мигранты совершают квартирные кражи, разбойные нападения и насилия. По материалам Русской службы новостей http://www.novopol.ru/text65680.html



полная версия страницы